3 ноября 2014 г.

Репортаж «король жанров»

Ребята, предлагаю вам проявить себя в профессии журналиста. Один из самых сложных жанров журналистики - это репортаж.

Прочитайте статью журналиста Игоря Борисова.

Репортаж: событие как переживание

Репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев.
Если хроника в основном отвечает на вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА?, то репортаж – вдобавок еще и на вопрос КАК?
«Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.
Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания.
Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:
  • побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!)
  • увидеть как можно больше, включая детали и нюансы
  • услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)
  • собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия
  • записать все и сфотографировать
Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать.


Отличительные черты репортажа:
1. Последовательное воспроизведение события. Хронология составляет основу повествования.
2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его (читателя) на место события.

Как выразилась одна студентка, «Репортер – не только глаза читателя, но также его уши, нос, органы осязания и вкуса».



3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает».
4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц.
5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. 
Виды репортажа:
«Классический» событийный:
  • спортивный
  • военный
  • криминальный
  • производственный
  • светский
Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):
  • специальный
  • познавательный
  • репортаж-комментарий
  • аналитический репортаж
Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах)


Почему репортаж «король жанров»? Потому что он объединяет в себе элементы других жанров прессы: аналитических, зарисовки, комментария (авторских отступлений или комментариев со стороны компетентных специалистов в виде мини-интервью, короткой фразы).



Совет:
Молодым журналистам проще всего напечатать репортаж в молодежной рубрике, которую имеют многие местные газеты. Взрослый корреспондент не пойдет на дискотеку, рок-фестиваль, к сноубордистам и роллерам. А если и пойдет, то ничего не поймет или поймет неправильно.
Но даже если молодежной рубрики нет, редактор все равно наверняка благосклонно примет репортаж из среды юношества, поскольку таких материалов у него нет. И без вас не будет. 


Домашнее задание на осенние каникулы

Репортаж о важном событии

Поменьше пригательных, эмоций, своего отношения в происходящему. Побольше, позитивного,  в последовательности записать происходящее событие, спросить мнение присутствующих на этом событии, сфотографировать (по возможности).
Просьба к родителям, не пишите за детей. Взрослый текст видно, дайте своим детям раскрыться. Пусть ошибаются, пишут не том, не так, но  у них должен быть опыт ошибок. 
Оформить репортаж на листе формата А4, черными гелевыми чернилами (другой цвет в блоге не видно), фотографии можно принести на флешке. 
И самое главное, нам читателям вашего репортажа, должно быть интересно.

 Фоторепортаж

 можно, но он должен быть интересным.
Настя Ратова, спросила про фоторепортаж. Посмотрите ЗДЕСЬ. К фотографиям сделаны подписи, небольшие сообщения и ракурс фотографий сверху, поэтому мы воспринимаем как событие.  
Или посмотрите ЗДЕСЬ. Генетическая память есть у каждого человека. Сильный фоторепортаж.

Ребята, смелее пробуйте. Не бойтесь ошибаться, вы ещё учитесь. Раскрывайте свои таланты. Удачи, будущим журналистам!

2 комментария :

  1. Спасибо Татьяна Николаевна!!!Очень помогли

    ОтветитьУдалить
  2. Василий, очень рада. Может быть данная информация пригодится тебе при написании итогового сочинения 11Б класса уже в декабре. Илюша, твой брат учится в нашем 4Б классе и очень гордится тобой.

    ОтветитьУдалить