6 июля 2014 г.

В ночь на Ивана Купалы


Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния, посвящённого древнему языческому богу плодородия Купале.
Ночь Ивана Купалы – это один из любимых старинных праздников народов Восточной Европы.Новый Год, только летом.

Этот праздник был наполнен для жителя Древней Руси огромным смыслом и, как следствие, включал в себя множество обрядов, песен, приговоров, примет, гаданий, легенд и поверий. В первую очередь это было время различных очистительных и охранительных обрядов. Считалось, что в это время года, перед завязыванием плодов, злые духи могли сильно навредить не только самим людям, но и будущему урожаю, поэтому и совершались специальные обряды, в которых использовали очистительные свойства двух стихий — огня и воды. 
От Иоанна – Иван, от Крестителя – «купатель», «погружатель». А все вместе – ночь Ивана Купалы, - когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы. 

Первая стихия ночи Ивана Купалы – вода

В ночь Ивана Купалы вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства.
Человек, отказывавшейся купаться в ночь Ивана Купалы, подозревался в волховстве.


Само слово «Купала» подразумевает купание. И Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным именно потому, что в этот день именинник — сам водяной, который не любит, когда его тревожат, и мстит купальщикам тем, что топит их. В эту ночь и открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода холодная). Особенной на Купалу считалась и роса. Говорили, что она помогает от угрей и прыщей, а если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. Для сбора росы по траве проволакивали чистую простынь, которую потом отжимали. Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного.
Считалось, что в эту ночь нельзя спать, так как становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие, и если потерять бдительность и заснуть, то они могут одолеть человека. В ночь Ивана Купалы оживают дьявольские силы. Ведьмы похищают лошадей и едут на них на Лысую гору. Примечательно, что после целой ночи празднований никто не уставал — и не только потому, что это самая короткая ночь в году, а потому, что она прибавляла силы. В старину после праздника отправлялись сразу на покос. 
 Если на ночь Ивана Купалы перелезть через 12 заборов, любое желание исполнится.

Вторая стихия ночи Ивана Купалы – растения

Травы к ночи Ивана Купалы к самому пику лета набирают чудодейственную силу.
 Другое имя Ивана Купалы — Иван Травник. В этот день распускаются все чудодейственные и целебные травы. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают. Ими окуривают больных, используют от сглаза, их бросают в печь, чтобы уберечь дом от удара молнии.
С самого утра девушки обычно собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника. Главная тайна ночи Ивана Купала в цветке папоротника: его никто не видел, но все ищут.


 Даже папоротник якобы расцветает в ночь на Иванов день, всего на несколько минут в полночь (и это несмотря на заявления современных учёных о том, что папоротник не цветёт). По народному поверью, человек, которому удалось добыть цветок папоротника, получает знание о прошлом и будущем. С ним также связаны предания о кладах — найдя его, можно увидеть все клады, как бы глубоко в земле они ни были зарыты. 
 «Цветок папоротника» — символ счастья и удачи.В народе говорят, что всякий, кто достанет цвет папоротника - Жар-цвет - станет вещим, будет угадывать мысли окружающих, предсказывать будущее. 


Кроме папоротника, символ праздника — сине-жёлтый цветок иван-да-марья. Легенда гласит, что именно в него превратились поженившиеся брат и сестра, не знавшие о своём родстве, — Иван Купала и Марена (или Марья). Считают, что Купала (жёлтый цвет) олицетворяет огонь, Марья (синий цвет) — воду. Если цветы иван-да-марьи вложить в углы избы, то вор к дому не подойдёт: брат с сестрой (жёлтый и синий цвета растения) будут разговаривать, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой. 

 
Чтобы узнать своего суженого, вовсе не обязательно прыгать через костёр. Одиноким девушкам в полночь на Ивана Купалу можно трижды обежать вокруг ржаного поля. Считается, что, пока девушка бегает, возлюбленный видит её во сне, а наутро понимает, что она и есть его судьба. Девушки плели венки,
Вокруг веселятся русалки, домовые, водяные, лешие. Запляшут, захохочут, уволокут в лес, затянут под воду.

Поэтому в ночь Ивана Купалы на берегу водоемов надо жечь костры. Они защищают
бросали их в реку и гадали: если венок потонет — значит, возлюбленный разлюбил или грядёт скорая разлука с ним; поплывёт — значит, девушка скоро выйдет замуж; венок вернётся к берегу — девушка останется незамужней. А в полночь нужно было не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав, — если да, то в этом году выйдешь замуж.
В ночь Ивана Купалы, одну из самых коротких ночей лета, нельзя спать.
Вокруг веселятся русалки, домовые, водяные, лешие. Запляшут, захохочут, уволокут в лес, затянут под воду.

Поэтому в ночь Ивана Купалы на берегу водоемов надо жечь костры. Они защищают и очищают. 
 В древности славяне связывали этот праздник с богом солнца — ведь он приходится на день летнего солнцестояния («солнцеворота»). Наверное, главная особенность купальской ночи — костры. Их разжигали из жертвенных трав, сопровождая песнями, хороводами и играми. Через костры прыгали — это должно было избавить от разных бед, болезней и дурного глаза. 
 Дым от костров отгонял тёмные силы от деревень и полей. В некоторых местах через огонь прогоняли скотину для защиты её от мора. Матери сжигали в этих кострах рубашки больных детей, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. С огнём связно и множество поверий — например, кто выше прыгнет через костёр, тот будет счастливее и у того хлеб вырастет выше. По прыжку предсказывали будущее счастье или несчастье, ранний или поздний брак. Парни и девушки прыгали вдвоём, взявшись за руки. Если во время прыжка их руки не разъединялись, то считалось, что они поженятся. И горе тому, кто падал в костёр, — ему было не только больно, но и в будущем, согласно поверью, его ждало большое несчастье. На огне проводили и ритуальное сжигание ведьм — чучел, сделанных из глины или соломы (иногда их также топили, выбрасывали под мост или в канаву, забивали камнями или разрывали на части).
 Часть обряда ночи Ивана Купалы можно совершить на рассвете.
 Это омовение росой, которую после ночи Иваны Купалы в некоторых деревнях даже специально собирали. Для этого по росой траве таскали скатерть и выжимали ее в какую-нибудь посудину.
 Еще не поздно погрузиться в воду, очищающая сила купания в ночь Иваны Купалы сохраняется до обедни. 
 Образ играющего на восходе солнца часто встречается  песнях, посвященных ночи Ивана Купалы.
Наконец, солнце взошло высоко над горизонтом, чары ночи Ивана Купалы рассеялись. 
Источник

Комментариев нет :

Отправить комментарий