Сто лет назад в Поволжье, в нашем краю, собирался первый образец
гусеничной техники, которому современные тракторы Волгоградского,
Чебоксарского, Челябинского и других заводов, образно говоря, приходятся
внуками и правнуками. В Поволжье, на саратовской земле — житнице
хлеборобского края, родился и сам автор изобретения, первым в
мире разгадавший принцип управления гусеничным движителем и первым
создавший гусеничную платформу, а затем и трактор.
Старые села Правобережья Волги Вольского и Балаковского районов
— родные края талантливого механика-самоучки Федора Абрамовича Блинова.
Он родился в деревне Никольской бывшей Черкасской волости (ныне
Вольского района). А в 1888—1894 года на балаковской земле изобретатель
Блинов построил два опытных образца гусеничного трактора с паровыми
двигателями.
Гусеничные и колесные тракторы, как известно, помогли крестьянам
объединиться в колхозы и совхозы. Благодаря им удалось за
короткий срок освоить необозримые просторы целинных и залежных земель в
Саратовском Заволжье и Казахстане. На базе гусеничного движителя
советские конструкторы создали знаменитую марку танка Т-34, сослужившую
“солдатскую службу” в разгроме фашистской Германии. Один Челябинский
тракторный завод (Танкоград) дал фронту 18 тысяч танков и самоходных
установок на гусеничном ходу! И в освоении сибирского края не обошлось
без гусеничных вездеходов, трелевочных, болотных и крутосклонных
тракторов с маркой ВГТЗ или ЧТЗ. На стройках, в российском Нечерноземье,
в городах и селах — всюду можно встретить промышленные и
сельскохозяйственные гусеничные тракторы или экскаваторы, бульдозеры,
подъемные краны на гусеничном ходу! Многие типы и марки гусеничной
техники назовет ныне каждый школьник. А вот далеко не каждый знает, что
родоначальником их был наш земляк, бывший крепостной крестьянин Федор
Блинов.
Работая
на пароходе помощником механика,
Блинов черпал знания о паровых машинах. Он узнал, какие двигатели
ставятся на пароходы, на паровозы, а какие служат стационарными
установками и находят применение в промышленности и сельском; хозяйстве.
Плавая по Волге, Блинов загорелся идеей изготовления модели вагона с
бесконечным цепообразным рельсом.
Потеряв всякую надежду на помощь российских капиталистов в производстве гусеничных тракторов, Блинов решил открыть сам такой завод в Балакове.
Использованные материалы:
- - Деревянченко, А.А., Чулков, А.Г. Волжский самородок: Страницы жизни Ф.А. Блинова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.
Комментариев нет :
Отправить комментарий