21 ноября 2014 г.

Волжский самородок Федор Блинов

Сто лет  назад в Поволжье, в нашем краю, собирался первый образец гусеничной техники, которому современные тракторы Волгоградского, Чебоксарского, Челябинского и других заводов, образно говоря, приходятся внуками и правнуками. В Поволжье, на саратовской земле — житнице хлеборобского края, родился и сам автор  изобретения, первым в мире разгадавший принцип управления гусеничным движителем и первым создавший гусеничную платформу, а затем и трактор.
Старые села Правобережья Волги Вольского и Балаковского районов — родные края талантливого механика-самоучки Федора Абрамовича Блинова. Он родился в деревне Никольской бывшей Черкасской волости (ныне Вольского района). А в 1888—1894 года на балаковской земле изобретатель Блинов построил два опытных образца гусеничного трактора с паровыми двигателями.
Гусеничные и колесные тракторы, как известно, помогли крестьянам объединиться в колхозы и совхозы. Благодаря им удалось за короткий срок освоить необозримые просторы целинных и залежных земель в Саратовском Заволжье и Казахстане. На базе гусеничного движителя советские конструкторы создали знаменитую марку танка Т-34, сослужившую “солдатскую службу” в разгроме фашистской Германии. Один Челябинский тракторный завод (Танкоград) дал фронту 18 тысяч танков и самоходных установок на гусеничном ходу! И в освоении сибирского края не обошлось без гусеничных вездеходов, трелевочных, болотных и крутосклонных тракторов с маркой ВГТЗ или ЧТЗ. На стройках, в российском Нечерноземье, в городах и селах — всюду можно встретить промышленные и сельскохозяйственные гусеничные тракторы или экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны на гусеничном ходу! Многие типы и марки гусеничной техники назовет ныне каждый школьник. А вот далеко не каждый знает, что родоначальником их был наш земляк, бывший крепостной крестьянин Федор Блинов.
Работая на пароходе  помощником механика, Блинов черпал знания о паровых машинах. Он узнал, какие двигатели ставятся на пароходы, на паровозы, а какие служат стационарными установками и находят применение в промышленности и сельском; хозяйстве. Плавая по Волге, Блинов загорелся идеей изготовления модели вагона с бесконечным цепообразным рельсом.


Потеряв всякую надежду на помощь российских капиталистов в производстве гусеничных тракторов,  Блинов решил открыть сам такой завод в Балакове.

Использованные материалы:
- Деревянченко, А.А., Чулков, А.Г. Волжский самородок: Страницы жизни Ф.А. Блинова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.
 Источник

«Волжский самородок» фильм Е. Бруславцевой

Комментариев нет :

Отправить комментарий