Один из богатейших людей
Балакова – купец-старообрядец Анисим Мальцев – задумал построить в
Балаково такую церковь, похожей на которую во всей России было бы не
сыскать.
Но подсчитав капиталы, понял, что это даже для него слишком
дорого, нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей
Волге – от Нижнего Новгорода до Астрахани. Необходимые деньги были
собраны. Уникальный храм построен. (От имени всего волжского населения,
внёсшего свой вклад в его создание).
Единственная
церковь, взорвать которую не решились власти, была Свято-Троицкая, или
Мальцевская, как называли её местные жители. Именно та, которая
строилась на средства, собранные «со всей Волги»
купцом-хлебопромышленником.
Творение талантливейшего архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля, по проекту которого выстроен Русский выставочный павильон в Париже и Глазго, десятки зданий в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Таганроге, Москве и в родном ему Саратове.
Творение талантливейшего архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля, по проекту которого выстроен Русский выставочный павильон в Париже и Глазго, десятки зданий в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Таганроге, Москве и в родном ему Саратове.
Строительство храма
длилось с 1910 по 1914 годы. Храм действительно получился уникальным.
Уже во время строительства в российской печати появляются упоминания об
этой церкви. В.Я.Курбатов в 1911 году писал: «Церковь в Самарской
губернии поражает искусно решённой задачей шатрового перекрытия большой
площади». Журнал «Зодчий» помещает фотографию проекта и описывает
будущий храм: «Церковь сооружается из жигулёвского камня, размером
10х13 вершков, им же облицованы главный шатёр и шатры над крестильней и
колокольней».
Как для строительства,
так и для отделки храма приглашались в Балаково лучшие мастера.
«Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом
исполняются в мозаичной мастерской В.А.Фролова в Петербурге. Иконостас и
ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой», -
сообщал журнал «Зодчий».
Мастерская Фролова в
начале ХХ века была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров
выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам
уже не под силу. Была мозаика такой искусной, а камешки так
отшлифованы, что к ликам святых не приставала никакая краска и замазка.
Как бы ни старались при советской власти периодически это делать в
течение почти пятидесяти лет. Тогда изображения были выдолблены, а
образовавшиеся ниши замазаны цементом.
Фото 1915 года
Существует легенда об
отливке большого колокола, который был выше человеческого роста и имел
вес 7 тонн. Согласно этой легенде, при отливке колокола в Париже
россияне, которые проживали за границей, бросили в чан с кипящим
металлом столько драгоценностей, что звук его изменился на полтона от
предусмотренного. В связи с этим колокол приобрёл огромную стоимость.
Рассказывают, что когда колокол сбрасывали с колокольни, власти оцепили
территорию вокруг церкви по всему периметру падения, собрали все
кусочки разбившегося металла и увезли в неизвестном направлении.
Как утверждают
старожилы, между церковью и двумя великолепными особняками братьев
Мальцевых был подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по
туннелю гнали тёплый воздух от котельной Паисия до особняка Анисима
Мальцева и до церкви. Паисий Михайлович, чтобы попасть в храм,
пользовался этим подземным ходом. В настоящее время туннель полузасыпан.
«В фондах архива оказались основные чертежи храма села Балакова Самарской губернии А.М.Мальцева:
- Южный фасад с
фресками головы Христа-Спасителя и двух Архангелов. Ширина основания
под купол с южного фасада храма 6,75 сажень. (Фреска была закрашена.
Сейчас открыта).
-
Западный фасад. Фреска со Святой Троицей над входом в храм. (Ввосстановлена).
-
Северный фасад. На
верхней стене по центру великолепная золочёная фреска с Богоматерью.
(Эта фреска чудом сохранилась в первозданном виде и сияеет в утренние
часы со стороны речки Балаковки, привлекая взоры рыбаков и туристов
Балакова).
При входе в храм была
комната под названием «крестильня», с пристройкой. Справа от главного
западного входа – «раздевальня» и лестница на колокольню. К алтарю были
пристроены библиотека, «архирейная» и ризница, а внизу подвальный этаж
и склеп для первого умершего священника.
Библиотеку, архирейную и
склеп разорили в советское время.
А вот оценка здания Свято - Троицкого храма современными специалистами. Шехтелевская церковь в Балакове «относится не только к лучшим созданиям корифея архитектуры русского модерна наряду с Ярославским вокзалом в Москве, русским павильоном на Всемирной выставке в Глазго и другими. Но и к европейским шедеврам стиля – таким как венские здания Сецессиона кирха «Ам Штайнхоф», «Свадебная башня» в Дармштате. При этом балаковская церковь… представляет яркий пример национально-романтической ветви модерна».
Судьба основателей храма
тоже трагична. Сам заказчик Троицкой церкви – Анисим Мальцев – не
дожил до завершения строительных работ, умер в 1914 году (за несколько
месяцев до освящения храма).
В 1926 году оборвалась
жизнь великого зодчего Фёдора Осиповича Шехтеля, оставившего на память
балаковцам свои творения: Троицкий храм, усадьбу Паисия Мальцева и другие постройки.
Долгое время в храме Святой Троицы располагались склад, народный театр,
клуб дизелестроителей, городской отдел регистрации браков.
Храм Святой Троицы – как
символ того, какие бы бури не проносились по земле, какие бы
вавилонские башни не строили люди, Престол Божий стоит непоколебимо,
превыше всего.
Комментариев нет :
Отправить комментарий