Русский язык в школе многим кажется предметом скучным и нелогичным.
Выучишь с трудом какое-нибудь правило, а из него, оказывается, есть еще
десяток
исключений, которые совершенно непонятно как запоминать. Смешные стихи облегчат вам запоминание с помощью ассоциаций.
исключений, которые совершенно непонятно как запоминать. Смешные стихи облегчат вам запоминание с помощью ассоциаций.
1. Начнем с самого простого — падежей.
Иван родил девчонку,
Велел тащить пеленку
Велел тащить пеленку
Этот мнемостих помогает запомнить последовательность падежей.
Иван —
именительный,
родил — родительный,
девчонку — дательный,
велел —
винительный,
тащить — творительный,
пеленку — предложный.
2. А теперь повторим спряжение глаголов.
Стихотворение,
состоящее из глаголов-исключений II спряжения, то есть таких, в личных
окончаниях которых пишется И, а не Е, в школе учат все. Правда, в
разных вариациях. Вот некоторые из них:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Таким образом: гонИшь, держИшь, смотрИшь и т. д.
3. Теперь чередование гласных в корне.
Что, например, может быть проще «правила ослика Иа»?
Звучит оно так: если за корнем суффикс А, в корне пиши И. Например, блИстАть, но блЕстЕть.
Оно справедливо для всех случаев, когда есть чередование Е-И (раздирать — раздерут, расстилать — расстелет, умирать — умереть).
4. И еще о гласных в корне.
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц».
Эта мнемофраза
предназначена для запоминания слов- исключений с Ы после Ц. По общему
правилу, все слова после Ц в корне пишется И: циркуль, циферблат, цирюльник.
5. О непроизносимых согласных в корне.
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно
— в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н.
6. Сложная тема, в которой часто путаются, — О и Е после шипящих.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку
— эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где
под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё.
7. С дефисами или их отсутствием
в некоторых словах разберемся при помощи длинного слова автомотовелофототелерадиомонтер. Оно поможет запомнить, что приставки авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно.
8. Теперь к наречиям, написание которых вызывает проблемы.
Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания наречий БЕЗ мягкого знака.
Примечание:
Сейчас фразу можно было бы усовершенствовать, добавив к наречиям имя
собственное: «Наташ / Маш / Даш / Ксюш, уж замуж невтерпеж!» Слишком
многие в последнее время зачем-то снабжают эти имена мягким знаком и
пишут с ошибкой: «Наташь, привет!»
9. Одна или две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Тут работает «правило окна», на которое надо бросить взгляд, и все сразу станет ясно:
В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки.
Правило звучит так: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна
буква Н, слова-исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ.
10. Мнемоправила из раздела «стилистика»
представлены прежде всего знаменитым «Одеть Надежду, надеть одежду». Эта мнемофраза помогает запомнить, когда надо говорить «надеть», а когда — «одеть»: одеть — кого-то, надеть — что-то.
11. Наконец, орфоэпия.
Тут мнемостихов много. Вот некоторые из них.
Не говори «катАлог»,
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.
Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.
Не налезли шОрты.
Есть и более сложные:
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Комментариев нет :
Отправить комментарий